Как оцениваются антикварные книги

Ответы
Древняя книга, старинная, букинистическая — принципиально разные для библиофила вещи. Есть определенные критерии оценки. Стоимость зависит от многих факторов, в том числе размера тиража.

Различную сохранность блока и переплета указывают при оценке раритета. В наличии должен быть титульный лист. Учитывают, что в церковной книге он может быть в начале или в конце издания.

Как оцениваются антикварные книги?

В коллекционировании легко ошибиться. Надо иметь не только знания, но и чутье. Библиофилы собирают редкие издания. Некоторые из них продают и делают на этом свой бизнес.

На рынке нет фиксированных цен. Чтобы разбираться в этом сегменте, необходим опыт. Библиофилы изучают историю книгопечатания. Чем больше произведений прошло через руки профессионала, тем легче ему оценить книгу.

Структура и элементы книги

Или коллекционер подбирает информацию об определённом персонаже (например, Шерлоке Холмсе), ищет издания на разных языках, заметки в журнале, иллюстрации.

Редкие книги — от антикварных до эксклюзивных

Каждый коллекционер книг находит в них нечто, нужно именно ему. Что важнее: история книги или истории, рассказанные в ней? Гравюры или начертание букв? Книги завораживают. Об этом знают те, кто занимается букинистикой. Но не каждая книга будет уместна в коллекции. Порой даже мимолётный взгляд оценит, подойдёт издание в заданную экспозицию или нет. А иногда требуется придирчивый осмотр.

— Давно искал этот экземпляр, — скажет коллекционер, аккуратно раскрывая обложку иллюстрированного издания (он подметит и потёртость на корешке, и прерывистую линию золотой краски в прожилках тиснёной обложки, и пятнышко на одной из страниц, и приличную сохранность книги). — Состояние меня устраивает. Возьму!

Но всё может пойти и по-другому.

— Книга редкая, — оценит букинист, — однако я вижу, что обложка неоригинальная, переплёт сделан позже. Обложка ценится больше, чем блок страниц. Пожалуй, этот экземпляр мне не интересен. А что нам покажет томик на третьей полке? — он изучит титульный лист, а потом аккуратно пролистает несколько страниц, но вернёт книгу на место. — Не то издание: здесь иллюстраций меньше. Книга проходная, печаталась большим тиражом.

Затем букинист заинтересуется книжкой XVII века, перелистает страницу за страницей, подмечая каждый дефект. Ценность антикварной книги — это её история: бумага, которую сегодня уже не делают, чернила, которыми давно не пишут, шрифты, которые теперь не используют.

Как оценивают редкие книги?

Принципы оценки предметов коллекционирования похожи для различных направлений: нумизматики, филателии, бонистики, филокартии. Конечно же, и букинистика не осталась в стороне. Различные характеристики способны как резко увеличить, так и заметно снизить ценность той или иной книги. Рассмотрим некоторые из них.

Тираж как мерило ценности

Ценность коллекционного изделия сильно зависит от тиража. Чем он больше, тем цена скромнее. Справедливо и обратное. Например, Тургенев как писатель был известен, печатался большими тиражами, и даже прижизненные его издания не всегда могут заинтересовать букиниста. А ведь издания, вышедшие при авторе, берут охотнее, чем последующие.

В СССР большинство художественных книг печаталось в огромном количестве. Тиражи измерялись сотнями тысяч. Например, «Поднятая целина» Михаила Шолохова 1984 года — 600 000 экземпляров! Если учесть переиздания, суммарные тиражи могли достигать миллионов. Исследователи подсчитали, что общий тираж пушкинских изданий периода 1918-1982 гг. составил 301,4 млн экземпляров. Но советскому читателю часто не хватало даже такого обилия.

А вот коллекционер избирательно заинтересуется многотиражными томами: ему нужно выловить в книжном море не маленького окуня, а королевского осётра.

Изначальный тираж книги может по ряду причин сократиться. Например, если он частично или полностью уничтожен, утерян, изъят или сгорел при пожаре. С 1918 года в Советской России объявили о сожжении «идеологически вредной» литературы и сильно проредили её: в чёрном списке оказались книги Платона, Канта, Лескова. Позднее началась атака даже на творения Чуковского. Существовал запрет выдавать Библию и другую религиозную литературу. Попавшие в «чёрный список» произведения постепенно списывались из фондов библиотек, порой сразу отправляясь в макулатуру. Удача, если редкие экземпляры такой книги окажутся в руках букиниста, который по достоинству оценит сокровище.

Как нумизмат собирает разновидности монет с едва заметными отличиями в рисунке штемпеля (шрифт букв, размер канта или расположение растительного элемента), так и букинист внимательно рассматривает несовпадения различных переизданий относительно печати и комплектации (вплоть до начертания букв). Что может его заинтересовать:

  • Год издания. Он помогает составить хронологию переизданий, которые ценятся неодинаково. Иногда можно сразу понять ценность книги, зная дату её выхода в свет;
  • Изменения в тексте, сделанные автором или редактором, литературоведами или критиками. Автор может исправить ошибки, написать новые главы или удалить часть текста. В переиздание могут поместить предисловие или добавить пояснения в виде ссылок;
  • Количество иллюстраций, их авторство;
  • Качество, материал бумаги, текста и обложки;
  • Способ написания текста, особенности вёрстки и типографики;
  • Тираж переиздания;
  • Исторические события, связанные с данным изданием.

Интерес у коллекционера проявляется также к письмам и черновикам. В них отображается живой человек (писатель, поэт, критик), его мир, увлечения, работа, круг знакомых. Небрежно (или аккуратно) написанные письма переносят вдумчивого читателя в прошлую эпоху. Черновики дают подсказку об изначальной творческой мысли автора. Благодаря усердию исследователей материалы из жизни некоторых литературных деятелей скомпонованы, проанализированы, описаны, и теперь с ними может ознакомиться каждый. Например, пушкинские письма собраны в целые тома, а рисунки и исчёрканные черновики стали основой для литературоведческих книг.

Но есть авторы, письма которых не так популярны. Чаще всего, о них мало кто знает. Если коллекционера заинтересует личность автора, он с радостью будет искать дополнительные материалы.

Сохранность книги

Книга новая, без повреждений? Реставрировалась ли она? Эти два вопроса определят её ценность. Она высока, если на первый вопрос ответят «да», а на второй — «нет». Больше всего ценятся экземпляры, дошедшие до нас в отличном виде с оригинальным оформлением.

Чтобы определить сохранность книги, нужно оценить:

  • Состояние обложки, следы её бытования, изношенности. Насколько хорошо сохранилась краска, не стёрлось ли название, есть ли дефекты золочения. Каково состояние уголков, есть ли загрязнения обложки.
  • Состояние блока страниц, целостность каждого листа. Может быть, страницы надорваны, вырвана часть листа или целый лист? Выпадают страницы или хорошо прикреплены к корешку?
  • Состояние корешка. Важно, чтобы он был не оторван и не надорван, а также имел как можно меньше дефектов, полученных в обращении.
  • Посторонние надписи и рисунки в книге. Если они сделаны рукой автора (например, дарственная надпись), то стоимость изделия может значительно возрасти. Если же это дело рук читателя, цена заметно упадёт.
  • Наличие пятен, следов от влаги, состояние и читаемость текста, сгибы, помятости, следы изношенности. Любой из дефектов может серьёзно снизить ценность экземпляра.
  • Состояние ляссе (узкая лента для закладки страниц), декоративного замочка, положенного изданию футляра и т.д.

Книга 1958 г. с умеренными следами бытования: есть потёртости и загрязнения. Обложка выглядит достойно. Большое количество иллюстрацийКнига 1958 г. с умеренными следами бытования: есть потёртости и загрязнения. Обложка выглядит достойно. Большое количество иллюстраций

В отличие от монет, использующих шкалу Шелдона, градацию сохранности книги выражают в процентах:

  • 0-10% — износ книги небольшой, незначительные пятна и повреждения не мешают читать текст, все страницы на месте, блок хорошо закреплён, обложка целая, могут быть некоторые следы потёртости или частичное отсутствие золочения.
  • 11-25% — оторван корешок. Есть разрыв листа. Либо лист имеет утраченные фрагменты. Остальные страницы целы.
  • 26-50% — вырван лист, в том числе с иллюстрацией, выпадают тетради, корешок расхлябан.
  • 51-75% — большое количество пятен, помятостей, разрывов и других следов износа как на обложке, так и внутри блока, что препятствует чтению. Нет более одного листа с текстом или иллюстрацией.
  • 76-90% — оторвана обложка, вырвано или испорчено большое количество листов, есть выраженные следы бытования.

Книга обязательно должна быть с титульный листом, на котором обычно указаны:

  • данные об авторе книги;
  • место и год издания;
  • название издательства;
  • заголовок и подзаголовки книги.

Без титульного листа букинист, скорее всего, не станет рассматривать экземпляр. Конечно же, из каждого правила есть исключения, и особо ценные книги востребованы при наличии даже очень серьёзных дефектов.

Иллюстрации не только украшают

Иллюстративный материал нагляден. Рейтинг книги повышает понятный, чёткий текст с иллюстрациями, виньетками, орнаментами, буквицами, а также красивое изображение названия. Мешает восприятию книги устаревший или иностранный язык, а также плохо читаемый шрифт. Круг людей, готовых приобрести данное издание, уменьшается. Тем ценнее получить книгу с гравюрами, понятными человеку любой национальности и языковой группы.

Книга "Rafaello" на итальянском с цветными и чёрно-белыми иллюстрациями может заинтересовать и тех, кто не знает этот языкКнига "Rafaello" на итальянском с цветными и чёрно-белыми иллюстрациями может заинтересовать и тех, кто не знает этот язык

Исторические сведения о книге

Старинные книги покупают по многим причинам.

Например, нужна информация, которую содержит издание (например, рецепты приготовления русских блюд в XVIII веке).

Или данный том интересен как предмет исследования.

Или нравится читать тексты, написанные в дореволюционной орфографии.

Или коллекционер подбирает информацию об определённом персонаже (например, Шерлоке Холмсе), ищет издания на разных языках, заметки в журнале, иллюстрации.

Но часто старинную книгу берут, потому что её издание обладает определённой историей. Взять, к примеру, словарь Даля. Владимир Иванович в течение 53 лет ездил по разным регионам страны и скрупулёзно собирал слово за словом, пословицу за пословицей, характерные фразы, тщательно разбирая их толкование. Словарь был издан ещё при его жизни (1863-1866 гг.), позднее появилось множество переизданий. Берёшь одно из них в руки и словно вместе с Далем путешествуешь по губерниям в поисках словесных загадок.

Комплектность книги

Четырёхтомник словаря Даля ценится выше, чем каждый его том в отдельности. Если книга относится к определённой серии, то стоимость её возрастёт при продаже в составе полного комплекта. Продать тома можно и поштучно, но их стоимость окажется существенно ниже. Это хорошо поймёт филателист, на глазах которого малый лист с художественным оформлением полей разделили на отдельные марки. Или нумизмат, увидевший разукомплектованный годовой набор разменных монет. Поэтому полный комплект востребованной серии в прекрасной сохранности станет настоящим праздником для коллекционера-букиниста.

Из-за чего дорожают книги?

Какая книга ценится выше? В кожаной обложке или бумажной? Инкрустированная драгоценным камнями или без украшений? Имеющая сложные дополнения: тиснение, позолоту, бинты? Ценность книги увеличивается, если над ней поработали с душой. Если она выглядит богато, прочно, внушительно, и хочется скользить пальцами по обложке, открывать и перелистывать плотные страницы. Дешёвые материалы здесь не к месту.

Однако существует категория книг, которые антиквариатом не считаются, но всё равно стоят больших денег. Это новые эксклюзивные издания. Порой такая книга существует в единственном экземпляре.

Богатые книги ручной работы

Исторические книги ценятся в аутентичном оформлении без реставрации и без замены обложки или листов. А вот современным книгам качественная ручная отделка только придаёт вес. Это дорогие изделия ручной работы, которые нельзя повторить, поскольку они делаются без лекал, но с фантазией.

Для книги ручной работы подберут бумагу нужной толщины и фактуры, с печатью или чистыми листами, с опознавательными знаками автора: инициалами, логотипом, фотографиями. Её обложку сделают из качественной кожи, которая прослужит долго.

Благодаря эластичности кожи и её способности запоминать форму, на обложке могут быть изображены достаточно сложные, тонкие, изящные узоры и даже картины. Интерес добавит хлястик или ремень, поддерживающий книгу закрытой, драгоценные камни, распределённые на обложке точечно или в большом количестве. Для обложек уместна и металлическая фурнитура: уголки, защищающие обложку от повреждения, вензеля, рамки, железные кнопки, буквы заголовка, детали изображения.

В радость коллекционерам монет, ценящим добротные издания, в нашем магазине появились известные нумизматические каталоги с обложкой из кожи. Каталоги для нумизматов — настольные книги, по которым сверяешься чуть ли не каждый день. Книги сделаны так, чтобы их было приятно держать в руках и рассматривать. Надёжный материал не пострадает от ежедневного использования.

Подарочное издание. Уздеников В.В. "Монеты России 1700 - 1917 гг." в кожаном переплётеПодарочное издание. Уздеников В.В. "Монеты России 1700 — 1917 гг." в кожаном переплёте

Исторические книги, сборники стихов и другие книги тоже могут получить новую изысканную обложку. Например, прекрасный том стихотворений Марины Цветаевой, на котором фактурно изображены розы. Книга для эстета.

Подарочное издание. Марина Цветаева "Вечерний альбом" в кожаном переплётеПодарочное издание. Марина Цветаева "Вечерний альбом" в кожаном переплёте

Как правило, их отличало качество обложки, количество иллюстраций и материалы изготовления ( оффсетная или мелованная бумага, какой-то особый ее тип, корешок и пр.). Кроме того, особое значение во все времена имело то обстоятельство, издавалась ли книга еще при жизни автора или она была отпечатана гораздо позже.

Рейтинг самых дороги книг СССР – стоимость, названия и серии

Самые дорогие союзные издания для многих станут большой неожиданностью. А все потому что некоторые их авторы, мягко говоря, не из первого эшелона, что не мешает дошедшим до наших дней их творениям стоить баснословных денег, что обусловлено редкостью и другими субъективными факторами, хотя и в этих перечнях не обходится и без громких имен.

Топ-10 самых дорогих советских книг, за которыми охотятся коллекционеры

№№ Название книги Автор Год выпуска Изображение Стоимость при последней продаже, тыс. дол/год
1 « Замаул 4» Алексей Крученых 1920, Баку "Замаул 4" 105 (2005)
2 «Избранное» Борис Пастернак 1948 "Избранное" Б. Пастернак 77 (2018)
3 «Бесы» Федор Достоевский 1935 "Бесы" Достоевского 33 (2016)
4 « Стихетты : Беспредметники» Хабиас Комарова 1922 blobid1620134004205.png 24 (2017)
5 «Примус» и «Шары» Осип Мандельштам 1925-1926 "Примус и шары" Мандельштама 23,6
6 « Дьяволиада » Михаил Булгаков 1925 "Дьяволиада" Булгакова 21,5 (2015)
7 «Царь-девица» Марина Цветаева 1925 "Царь-девица" Цветаевой 8,8 (2017)
8 «12 стульев», 4 тома Илья Ильф и Евгений Петров 1938-1939 Издания произведений Ильфа и Петрова 2,9
9 «Дом, который построил Джек» Пер. с английского Самуила Маршака 1925 "Дом, который построил Джек" 1,573
10 «Политические силуэты», 7-й том Лев Троцкий 1926 "Политические силуэты" Троцкого 1

Ценные серии книг СССР, которые могут быть на вашей полке

А иногда бывает так, что у человека на полке покоится не одна сотня долларов в виде старых советских книг, вышедших более широкими тиражами, а он об этом даже не догадывается.

В качестве примера можно привести следующие довольно распространенные экземпляры:

  • «Преображение», Сергея Есенина, 1919 г – 491 дол;
  • «Сочинения», Иосиф Сталин, 1947 г – 370 дол;
  • « Херсонесский сборник», вып. 2, 1927 г- 269 дол;
  • Сборник стихов, изд. «Парфенон», 1922 г – 269 дол;
  • «Проектирование деревянных и стальных мостов», Евгений Патон, 1930 г – 269 дол. и пр.

Вот так стоит у вас старый СНиП, а вы и не в курсе, какие деньги за него можно выручить.

Да и не в деньгах дело, ведь многие готовы отдавать последнее, чтобы стать счастливым обладателем такого эксклюзива.

Книги на книжной полке

Вполне возможно, что и на ваших полках затерялось несколько поистине ценных экземпляров. Не поленитесь, изучите ассортимент, особенно если книги в вашей семье — тот ценный скарб, который передавался из поколения в поколение

Самые дорогие детские книги, которые ценятся у букинистов

№№ Название книги Автор Год выпуска Изображение Стоимость при последней продаже
1 «Приключения Алисы в Стране чудес» Льюис Кэролл 1865 «Приключения Алисы в Стране чудес» 3 млн дол
2 «В наше время» Эрнест Хемингуэй 1924 «В наше время»
3 «Сказка про Кролика Питера» Беатрикс Поттер 1902 «Сказка про Кролика Питера» 125 тыс. дол
4 «Что такое хорошо, и что такое плохо» Владимир Маяковский 1925 «Что такое хорошо, и что такое плохо» 350 тыс. руб.
5 «Алтайские сказки» Георгий Вяткин 1926 «Алтайские сказки» 36 тыс. руб.

До настоящего времени сохранилось только 8 экземпляров первого тиража. На аукционах цена одного из них доходит до 2,5 млн долларов

Как распознать ценную книгу

Эксперты поделились несколькими критериями, благодаря которым обычный человек сможет понять, что на его полке стоит уникальный предмет:

  • возраст книги более 50 лет;
  • состояние – хорошее, страницы из качественной бумаги;
  • малоизвестное издательство;
  • цветные иллюстрации,
  • имеет дорогой переплет, золотое тиснение на корешках, хромолитографированные и ксилографированные заставки;
  • необычная тематика;
  • ноты;
  • полные собрания сочинений классиков, выпущенных не позднее 1959 года;
  • фотоальбомы, альманахи и каталоги.

Как видите, критерии достаточно обобщенные, но они помогают людям выявить в своей библиотеке те книги, которые действительно могут представлять ценность.

Книги в библиотеке

Существует несколько оценочных критериев для определения эксклюзивности и стоимости книг. Среди них возраст, состояние, наличие и качество иллюстраций, ну и, конечно же, редкость издания

В разные исторические периоды издавались книги, которые запрещались, сжигались или, напротив, прославлялись, как проливающие свет на мироздание. Сегодня же они представляют наибольшую ценность для коллекционеров, поскольку на их страницах застыл дух ушедших эпох.

Драгоценные книги – это те книги, которые произвели на нас особое впечатление, оставили какой-то след в душе. Они стали нашими надёжными друзьями, помогающими разобраться в себе, найти ответы на важные для нас вопросы. Эти книги заставляют нас думать, размышлять, они обогащают наш духовный мир, формируют нравственные принципы.

Примеры из литературы

Драгоценные книги для каждого человека с возрастом изменяются. В детстве большинство любит сказки, в которых присутствуют положительные и отрицательные герои. В них описываются моменты грусти, отчаяния, сменяющиеся ликованием и радостью, изменениями к лучшему. За это дети считают подобные книги какими-то особенными, ведь в них происходят необъяснимые и волшебные события.

С возрастом пристрастия изменяются. Мальчики предпочитают фантастические или даже мистические произведения, а также детективы. Девочки увлекаются приключениями и романами. Каждая книга становится для подростка или молодого человека особенной, поскольку учит многому и от многого предостерегает.

Мальчик читает книгу

В более зрелом возрасте большинство поклонников литературы выбирает одну или несколько настольных книг. Они перечитывают их многократно, каждый раз выносят бесценный урок и возвращаются к произведению в самые трудные периоды своей жизни. Издание становится фундаментом, на котором личность строит свою жизнь.

Стоит отметить, что почти всегда человек выбирает произведения из художественной литературы. Научные трактаты и подобные издания в исключительных случаях занимают место настольной книги.

Оцените статью
Добавить комментарий