Цари́ца — титул жены царя или женщины, возглавляющей царство самостоятельно. Употреблялся в России с 1547 по 1721 (по отношению к императрицам — по 1917), в Болгарии с 913 по 1018, с 1185 по 1422 и с 1908 по 1946, в Сербии с 1346 по 1371. Царицами в русской традиции также называют правительниц некоторых древних государств (например, Царица Савская).
- Царица
- Содержание
- Московские княгини
- Русские царицы
- Супруги императоров
- Появление Евдокии Стрешневой при дворе
- Мнения исследователей
- Складывание библейского текста
- Гипотезы и археологические свидетельства
- Прочие версии
- Увлекательная и скучная жизнь русских цариц
- Живи и умирай как царица
- Пепел в след
- Женское царство
Царица
Цари́ца — титул жены царя или женщины, возглавляющей царство самостоятельно. Употреблялся в России с 1547 по 1721 (по отношению к императрицам — по 1917), в Болгарии с 913 по 1018, с 1185 по 1422 и с 1908 по 1946, в Сербии с 1346 по 1371. Царицами в русской традиции также называют правительниц некоторых древних государств (например, Царица Савская).
6-я супруга, считается невенчанной
Содержание
Список включает в себя хронологическое перечисление супруг князей московских и русских царей, а также жён (и мужей) российских императоров с XIII по XX вв. В него входят и морганатические или тайные супруги, а также жёны, не признанные православной церковью, но считающиеся таковыми историками (в случае Ивана Грозного). Правящие императрицы внесены в список, только если перед единоличным правлением они были жёнами российских императоров. Включены также персоны, умершие до вступления супруга на престол.
Князья московские заключали браки как по династическим соображениям с княжнами из других городов, так и по личным склонностям с женщинами, данных о чьем происхождении не сохранилось. Русские цари начали выбирать невест по обычаю, заимствованному из Византии — по результатам смотра невест из самых красивых женщин страны, и предпочитали не жениться на представительницах верхушки русской аристократии. Русские императоры заключали династические браки — по большей части с немецкими принцессами. Процедура выбора была достаточно гуманной: совершеннолетнего цесаревича в XIX в. отправляли в путешествие по Европе. Ему давался особый список из 10-15 дворов с подходящими по политическим соображениям принцессами на выданье, каждый из которых ему следовало навестить и в течение нескольких месяцев принять решение. Система не всегда срабатывала: так, Александр II настоял на том, чтобы жениться на понравившейся ему принцессе, не входившей в одобренный список (кандидатура Марии Александровны не была включена в список, так как её отцом, как это было общеизвестно, был не законный муж её матери, а некий барон, её любовник) [2] .
После смерти мужа московские княгини и царицы обычно удалялись в монастырь, принимая в иночестве новое имя, под которым иногда упоминаются в источниках (например, Дума издавала указы от лица «царицы Александры» — Ирины Годуновой). Императрицы же, соответственно изменившимся обычаям, оставались в свете. Трое из супруг русских монархов были канонизированы — княгини под монашеским именем, императрица — под светским (отмечены в таблице знаком нимба ).
Считается, что русскими монархами было заключено два тайных брака (императрицами Елизаветой Петровной и Екатериной II c их фаворитами) и один морганатический (император Александр II и княгиня Юрьевская). Браки Иоанна IV после 4-го по закону православной церкви считаются нелегитимными ( голубой цвет в табл.). Трое русских монархов остались неженатыми, так как утратили престол в юном возрасте ( серый цвет в табл.).
Второй брак московские князья заключали лишь в случае смерти своей супруги, но с Василия III начинается обычай, также встречавшийся в Византии и подхваченный русскими царями, «разводиться» с неугодными жёнами, ссылая их в монастырь. Судьба женщины обычно зависела от её способности родить правителю наследника. Последней постриженной царицей была Евдокия Лопухина. Всего сосланными в монастырь было 5 цариц, а 4 супругов российских монархов погибли насильственной смертью ( красный цвет в табл.).
Московские княгини
Имя | Имя в постриге | Портрет | Годы жизни | Супруг | Дата свадьбы | Дети в браке | Утрата статуса |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Мария | данных нет | Даниил Александрович | наследник, сыновья, дочери | данных нет | |||
Кончака (в православии Агафья) |
(ум.1318) | Юрий III Даниилович | 1317 | нет | умерла при жизни мужа, предположительно отравлена | ||
Соломонида (?), предположительно дочь смоленского князя Александра Глебовича (?) |
в иночестве Елена | (ум. 1331) | Иван I Калита | год неизвестен | наследник, сыновья, дочери | скончалась до смерти мужа, перед кончиной приняв обет | |
Ульяна | данных нет | 1332 | только дочери (?) | скончалась после смерти мужа | |||
Анастасия Гедиминовна (языческое имя Айгуста), дочь великого князя литовского Гедимина |
надгробие утрачено, имя в постриге установить невозможно | (ум. 11 марта 1345) | Симеон Гордый | 1333 | два младенца | умерла, приняв постриг | |
Евпраксия Фёдоровна, дочь князя смоленского Федора Черного |
(ум. 1348) | 1345 | нет | через несколько месяцев после свадьбы отослана мужем и выдана замуж отцом за другого | |||
Мария Александровна, дочь Александра Михайловича, великого князя тверского |
в иночестве Феотинья | (ум. 1399) | 1347 | сыновья, умершие в младенчестве | после смерти мужа ушла в монастырь | ||
Феодосия Дмитриевна, дочь князя Дмитрия Брянского |
(ум.1342) | Иван II Красный | 1341 | неизвестно | скончалась от чумы | ||
Александра Ивановна, чья дочь — неизвестно |
в иночестве Евдокия | (ум.1364) | 1345 | наследник, сыновья, дочери | умерла вдовой, перед смертью приняв иночество | ||
Евдокия Дмитриевна | в иночестве Ефросинья, канонизирована как преподобная Евфросиния Московская | (ок.1353-1407) | Дмитрий Донской | 1367 | наследник, сыновья, дочери | после смерти мужа ушла в монастырь | |
Софья Витовтовна | в иночестве Софья | (1371—1453) | Василий I Дмитриевич | 1390 | наследник, сыновья и дочери | пережила мужа, приняла постриг | |
Мария Ярославна, княжна боровская | в иночестве Марфа | (ум.1484) | Василий II Тёмный | 1433 | наследник, сыновья, дочери | после смерти мужа ушла в монастырь | |
Мария Борисовна, дочь Бориса Александровича, князя тверского |
(ум.1467) | Иван III | 1452 | один сын [3] | умерла при жизни мужа, предположительно отравлена | ||
София Фоминична Палеолог | При рождении Зоя Палеологиня | (ум.1503) | 1472 | наследник, сыновья, дочери | скончалась при жизни мужа | ||
Соломония Юрьевна Сабурова | в иночестве София, канонизирована как святая София Суздальская | (ок.1490-1542) | Василий III | 1505 Выбрана на смотре невест. |
детей нет | Пострижена в монахини | |
Елена Васильевна Глинская | (1508—1538) | 1526 | наследник | скончалась правящей регентшей после смерти мужа. Предположительно отравлена (экспертиза скелета в 20-м веке показала повышенное содержание ртути.) |
Русские царицы
4-я супруга, брак разрешён духовенством
5-я супруга, считается невенчанной
6-я супруга, считается невенчанной
Супруги императоров
Имя | Имя до брака / в постриге |
Портрет | Годы жизни | Супруг | Дата свадьбы | Дети в браке | Утрата статуса |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Евдокия Лопухина | При рождении — Прасковья Илларионовна. В иночестве Елена |
(1669—1731) | Петр I | 1689 | сыновья, в том числе предполагаемый наследник | пострижена в монахини в 1698 | |
Екатерина I | Марта Скавронская | (1684—1727) | 1712 | сыновья умерш. во млад., дочери | скончалась в статусе самодержавно правящей императрицы | ||
Иоганн Крузе | (ум.1705?) | Екатерина I | 1701 | нет | умер до вступления супруги на трон (пропал без вести) | ||
Пётр I | (1672—1725) | 1712 | сыновья умерш. во млад., дочери | умер до вступления супруги на трон | |||
супруги нет | Пётр II Алексеевич | ||||||
Фридрих III Вильгельм (герцог Курляндский) | (1692—1711) [4] | Анна Иоанновна | 1710 | нет | умер до вступления супруги на трон | ||
супруги нет | Иван VI | ||||||
Алексей Григорьевич Разумовский | (1709—1771) | Елизавета Петровна, тайный брак (предположительно, см. Предание о браке и потомстве Елизаветы Петровны и Разумовского) | 1742 (?) | нет, приписывалась княжна Тараканова | скончался без объявления статуса после смерти Елизаветы | ||
Екатерина II | София Фредерика Ангальт-Цербстская | (1729—1796) | Петр III | 1745 | наследник, дочери | скончалась в статусе самодержавно правящей императрицы | |
Пётр III | Карл-Петер-Ульрих Гольштейн-Готторпский | (1728—1762) | Екатерина II | 1745 | наследник, дочери | скончался до вступления супруги на трон, предположительно убит | |
Григорий Потёмкин | (1739—1791) | —»— |
2-я супруга. Морганатический брак
Однако о том, кто же стал царской невестой, было объявлено всего за три дня до свадьбы, поскольку Михаил Фёдорович опасался козней недоброжелателей, которые уже не раз случались при дворе. Я хочу отметить, что меры безопасности во время второго бракосочетания царя были приняты особенные, что порой даже шло вразрез с установившимися традициями.
Появление Евдокии Стрешневой при дворе
Не предполагая того, что приготовила ей судьба, Евдокия Стрешнева проживала в Мещовске. Появилась на свет она предположительно в 1608 году, принадлежала к небогатому роду. Вскоре после рождения девочки её мать умирает, а отец, дворянин Лукьян Стрешнев, отправляется в ополчение Пожарского.
Малышку передали богатым родственникам, попросив их позаботиться о ней. В записях архимандрита Леонида значится следующее:
Когда в 1626 году царь устраивает смотр невест, Евдокия также присутствует на нём. Однако Стрешнева не была претенденткой на роль будущей царицы. Девушка всего лишь выступала сопровождающей, одной из свиты знатной красавицы, дочери Григория Волконского, что прибыла к царскому двору.
И. Е. Репин «Выбор великокняжеской невесты»
Познакомившись с “официальными” кандидатками в невесты, Михаил заявил родителям, что ни одна из девиц не понравилась ему. По их просьбе он ещё раз обошёл собравшихся и вдруг заметил девушку, что поразила его красотой, манерами и кротостью. Ею и была Евдокия Стрешнева.
Но были ли рады этому выбору родители царя? Конечно, нет, однако своего решения Михаил менять не собирался. В своей книге “История Казанского храма в Узком” исследователь Ольга Щербакова отмечает, что царь особенно выделял не столько свои чувства к Евдокии Стрешневой, сколько “свой христианский долг помочь благородной не по крови, а по существу девице покинуть дом притеснявших её родственников”.
По её прибытии Соломон «оказал великие почести ей и возрадовался, и дал обиталище ей в своём царском дворце с собой рядом. И посылал он ей пищу для трапезы утренный и вечерней», а однажды «возлегли они вместе» и «спустя девять месяцев и пять дней как разлучилась она с Царём Соломоном… детородные муки объяли её, и породила дитя она мужеска пола». [26] Причём в рассказе присутствует мотив соблазнения — царь получает возможность разделить ложе с царицей, так как она нарушила обещание не трогать ничего из его имущества, выпив воды. В аксумитской легенде, другом варианте этого рассказа, царица прибывает в Иерусалим со служанкой, обе переодетые в мужчин, и царь догадывается об их поле по тому, как они мало едят за обедом, а ночью видит их лакомящихся мёдом, и овладевает обеими [27] .
Мнения исследователей
Складывание библейского текста
Датировка повествования о царице Савской точно не выяснена. Значительная часть филологов-библеистов полагает, что ранний вариант истории о царице Савской возник до предполагаемой даты написания Второзакония анонимным автором, традиционно обозначаемым как Девтерономист (Deuteronomist, Dtr1) (640-609 гг. до н. э.), которым этот источник был переработан и помещён в Писание в составе книг, образующих так называемую девтерономическую историю. Многие исследователи считают, однако, что рассказ из Третьей книги Царств в его современном виде был составлен во время так называемой второй девтерономической редакции (Dtr2), произведённой в эпоху Вавилонского плена (около 550 года до н. э.). Целью рассказа представляется возвеличивание фигуры царя Соломона, который изображён правителем, пользующимся авторитетом и поражающим воображение других властителей. Следует отметить, что такое восхваление диссонирует с общим критическим тоном девтерономической истории по отношению к царю Соломону. Позже, этот рассказ был также помещён во Вторую книгу Паралипоменон (II Хроник), написанную уже в послепленную эпоху. [78] [79]
Гипотезы и археологические свидетельства
Исследователи отмечают, что визит царицы Савской в Иерусалим, по всей видимости, мог быть торговой миссией, связанной с усилиями израильского царя обосноваться на побережье Красного моря и этим подорвать монополию Сабы и других южноаравийских царств на караванную торговлю с Сирией и Месопотамией. [80] [81] Ассирийские источники подтверждают, что южная Аравия вела международную торговлю уже в 890 году до н. э., так что прибытие в Иерусалим времён Соломона торговой миссии некоего южноаравийского царства представляется вполне возможным. [82]
Существует, однако, проблема с хронологией: Соломон жил приблизительно с 965 по 926 гг. до н. э., а первые следы монархии савеев появляются спустя примерно 150 лет. [83]
В XIX веке исследователи И. Галеви и Глазер нашли в Аравийской пустыне развалины огромного города Мариб. [84] [85] Среди найденных надписей учёные прочитали название четырёх южно-аравийских государств: Минеа, Гадрамаут, Катабан и Сава. Как выяснилось, резиденцией савских царей был город Мариб (современный Йемен), что подтверждает традиционную версию происхождения царицы с юга Аравийского полуострова. Надписи, обнаруженные в южной Аравии, не упоминают правительниц, однако из ассирийских документов VIII-VII веков до н. э. известны аравийские царицы в более северных областях Аравии. В 1950-е годы Вендел Филипс (Wendell Philips) произвёл раскопки храма богини Балкис в Марибе. [86] В 2005 году американские археологи обнаружили в Сане руины храма около дворца библейской царицы Савской в Марибе (к северу от Саны). По словам исследовательницы из США Мадлен Филлипс, найдены колонны, многочисленные рисунки и предметы в возрасте 3 тысячелетий. [87] .
Возникновение легенды о сыне царицы Савской в Эфиопии исследователи связывают с тем, что, по-видимому, в VI веке до н. э. сабейцы, перебравшись через Баб-эль-Мандебский пролив, осели у Красного моря и заняли часть Эфиопии [88] , «захватив» воспоминание о своей правительнице с собой и пересадив его на новую почву. Одна из провинций Эфиопии носит название Шева (Шава, совр. Шоа).
Достаточно распространена также точка зрения, согласно которой родиной царицы Савской или её прототипа была не Южная, а Северная Аравия. В ряду других североаравийских племён сабейцы упоминаются на стеле Тиглатпаласара III. Эти северные сабейцы по ряду признаков могут быть ассоциированы с сабейцами (савеянами), упоминаемыми в книге Иова (Иов.1:15), Савой из книги пророка Иезекииля (Иез.27:22), а также с внуком Авраама Шевой (Быт.25:3, ср. также Быт.10:7, Быт.10:28) (упоминаемое рядом имя брата Шевы, Дедана, связано с оазисом Эль-Ула к северу от Медины). По мнению некоторых исследователей, Израильское царство сначала вступило в контакт с северными сабейцами, и лишь потом, возможно через их посредничество, с Сабой на юге. [78] [89] Историк Дж. А. Монтгомери предположил, что в X веке до н. э. сабейцы жили в Северной Аравии, хотя и контролировали торговые пути с юга. [90]
Знаменитый исследователь Аравии Г.Сент Джон Филби (H.St.John Philby) также полагал, что царица Савская происходила не из Южной Аравии, а из Северной, и легенды о ней в какой-то момент смешались с историями о Зенобии, воинственной царицей Пальмиры (совр. Тадмур, Сирия), жившей в III веке н. э. и принявшей иудаизм. [91] Так, например, рассказывается (одним из биографов Мухаммеда), что именно в Пальмире, в VIII в. во время правления халифа Валида I, был найден саркофаг с надписью: «Здесь похоронена благочестивая Билкис, супруга Соломона…». Еврейская каббалистическая традиция также считает Тадмур местом захоронения царицы—злой дьяволицы, и этот город считается зловещим приютом демонов [92] . Кроме того, существуют параллели между Савской и другой восточной самодержицей — знаменитой Семирамидой, также воевавшей и занимавшейся ирригацией, жившей примерно тогда же — в к. IX в. до н. э., которые прослеживаются и в фольклоре. Так, писатель нашей эры Мелитон пересказывает сирийскую легенду, в которой отец Семирамиды зовётся Хадхад. Вдобавок, иудейская легенда сделала царицу матерью Навуходоносора, а Семирамиду — его женой [93] .
Один из спутников Васко да Гамы высказал предположение, что царица Савская происходила из Софалы — древнейшей известной по документам гавани Южного полушария, берега, который, по его предположениям именовался Офиром. В этой связи упоминает Софалу в «Потерянном рае» Джон Мильтон. Кстати, позже в этих местах португальцы будут предпринимать экспедиции в поисках золотых копей царицы Савской. [94]
Прочие версии
Иосиф Флавий в своём труде «Иудейские древности» приводит рассказ о посещении Соломона царицей, «царствовавшая в то время над Египтом и Эфиопией и отличавшаяся особенною мудростью и вообще выдающимися качествами». [45] Приехав в Иерусалим, она, как и в других легендах, испытывает Соломона загадками, восхищается его мудростью и богатством. Этот рассказ интересен тем, что историограф упоминает в качестве родины царицы совсем другие государства.
Согласно основанной на этих данных реконструкции исследователя Иммануила Великовского, создателя внеакадемической «ревизионистской хронологии», царица Савская — это царица Хатшепсут (XV век до н. э. по традиционной хронологии Древнего Египта), одна из первых и наиболее влиятельных правителей 18-й династии фараонов (Новое царство), отец которой, Тутмос I, присоединил к Египту страну Куш (Эфиопию).
Как отмечал Великовский, в Дейр эль-Бахри (Верхний Египет) царица построила для себя погребальный храм по образцу храма в земле Пунт, где имеется серия барельефов, подробно изображающих экспедицию царицы в таинственную страну, которую она называет «Божественной», или, по другому переводу, «Божьей Землёй». [95] Барельефы Хатшепсут изображают сцены, схожие с библейским описанием визита царицы Савской к царю Соломону. Историки не знают, где в точности находилась эта земля, хотя в настоящее время существует гипотеза, что земля Пунт — территория современного Сомали. [96] Кроме того, можно предположить, что названия «Савея» (на иврите Шева) и «Фивы» — столица Египта в период правления Хатшепсут (др.-греч. Θῆβαι — Теваи [97] ) — однозначны.
Британский писатель Ральф Эллис (Ralph Ellis), теории которого ставятся учёными под сомнение, предположил, что царица Савская могла быть супругой фараона Псусеннеса II, который правил Египтом в период жизни Соломона, и чьё имя по-египетски звучало как Pa-Seba-Khaen-Nuit.
Также предпринимались попытки провести аналогию между царицей Савской и китайской богиней Си Ван Му — богиней западного рая и бессмертия, легенды о которой возникли приблизительно в ту же эпоху и имеют схожие черты [98] .
Наречение царской невесты царевной, гравюра Вячеслава Шварца
Увлекательная и скучная жизнь русских цариц
Со времен Ивана Грозного царь выбирал себе невесту на смотре невест – традиция, заимствованная из Византии. Самых красивых девушек из знатных семей привозили в Москву со всей страны, и свахи царя выбирали несколько из них. Благородство и богатство не имели значения, только красота и здоровье невесты. 6 или 7 женщин в конечном итоге приглашали в царские покои, чтобы жених сам сделал выбор. После избрания царем девушка будет «наречена царицей», и только затем может состояться свадьба.
Живи и умирай как царица
Выезд царицы в зимнем возке со свитой. Рисунок из альбома Августина Мейерберга «Виды и бытовые картины России XVII века»
Считалось, что первая жена Ивана Грозного (1530–1584), Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева (1530–1560), была отравлена или «испорчена» по приказу бояр (многих из них пытали и казнили после ее смерти). Царь был опустошен, но его вторая жена также умерла рано, а третья, Марфа Собакина, скончалась через две недели после свадьбы в 1571 году (это также привело к казни многих людей, включая родственников Марфы). Скорее всего, причиной было отравление.
Наречение царской невесты царевной, гравюра Вячеслава Шварца
Мария Хлопова (ум. 1633), первая невеста Михаила Федоровича (1596-1645), первого русского царя из династии Романовых, заболела вскоре после помолвки с царем, у неё была рвота в течение нескольких дней. Этого было достаточно, чтобы бояре объявили её непригодной для вступления в брак и отправили в ссылку. Затем вторая невеста Михаила, Мария Долгорукая (1608–1625), умерла через 5 месяцев после наречения царицей. Поэтому, когда Михаил выбрал свою третью невесту, Евдокию Стрешневу (1608–1645), он привел её во дворец всего за три дня до назначенной свадьбы – царь боялся, что Евдокия тоже может быть отравлена.
Многие хотели бы смерти молодой царицы – прежде всего, родственники тех девушек, которых не выбрали на показе невест. Поэтому в 17 веке во дворце были приняты строгие меры для защиты женщин царской семьи.
Пепел в след
Константин Маковский. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем
Когда дворянка становилась царицей, ей больше не разрешалось навещать своих родственников. Ей вообще было теперь запрещено видеть простых людей (а простым людям – ее). Поэтому родители и другие близкие родственники царской невесты переезжали во дворец и им предоставлялись высокие придворные должности.
Царский дворец в Кремле был огромным: с сотнями комнат, добрая половина из которых относилась к женской части. Царица и её дочери не принимали участие в официальных церемониях, где присутствовали мужчины. Но у них был свой церемониальный зал – Золотая царицына палата. Здесь, на своём троне, царица принимала гостей во время крупных православных праздников и своих именин. Это были единственные дни, когда она могла видеть людей, ранее ей незнакомых – в основном представителей духовенства, бояр и их жен. Когда царица и ее дочери отправлялись в монастыри за пределами Москвы, они ехали в закрытых экипажах. Когда они выходили из экипажа и шли в церковь, слуги держали вокруг них бархатные занавески, защищавшие женщин от посторонних взглядов.
Посещение царевной женского монастыря. Василий Суриков, 1912
На женской половине все слуги тоже были женщинами. Высших из них называли верховыми боярынями. Боярыня-казначея следила за царицыной казной, откуда выдавались пожертвования и куда принимались подарки. Боярыня-кравчая заведовала царицыным столом, боярыне-постельнице подчинялись служанки, а светличной боярыне – мастерицы из царицыной мастерской. Одна из боярынь также была судьей по всем конфликтам и преступлениям внутри женских палат.
Однако, если подозревались серьезные преступления, такие как сглаз или черная магия, дело передавалось в Приказ тайных дел, учреждение политического сыска, которое лично контролировал царь.
Наречение царской невесты царевной, гравюра Вячеслава Шварца
В 1638 году работницы царицыной мастерской сообщили, что одна из их девушек, Дарья Ламанова, украла ткань, предназначавшуюся для нижнего белья царицы. Расследование показало, что Дарья виделась со знахаркой Настасьей и посыпала след царицы Евдокии пеплом – предполагаемая попытка проклясть царицу! Все женщины, участвовавшие в деле, были допрошены в Приказе тайных дел и в конечном итоге умерли от пыток.
Женское царство
Московский Кремль. Золотая Царицына палата.
Помимо верховых боярынь, царица имела ещё около 50 служанок – «приезжих боярынь», которые составляли её свиту, но не жили во дворце. были и более молодые дворянки – сенные боярышни, которые воспитывались с дочерьми царя и были их подругами и единственным обществом. При этом они же выполняли поручения царевен и помогали (прислуживали) им в быту. Кроме того, существовала целая армия девушек и женщин-слуг – постельниц, кормилиц, мастериц, нянек и повивальных бабок. Были особые женщины, которые читали вслух царице и её дочерям, пели религиозные гимны, в царских покоях также встречались карлицы, дурочки, женщины-шуты – в общем, всевозможные странные и диковинные представительницы прекрасного пола.
Спальня Теремного дворца в Московском Кремле
Были также и слуги-мужчины. Прежде всего, это были священники, которые проводили службы в комнатах царицы (как и у царя, у неё была домашняя церковь и отдельная комната для молитвы рядом с её спальней). Кроме того, несколько десятков юношей-стольников (10-15 лет) помогали царице и ее дочерям за столом; но как только они достигали зрелости, их отсылали из женской половины. Около 100 взрослых мужчин в ранге «детей боярских» охраняли палаты днём и ночью, но им не разрешалось видеть женщин из царской семьи. Например, печи в женской половине были устроены так, что их можно было топить из соседней комнаты – истопники не заходили в помещение, где находились царевны.
Портрет царицы Марии Ильиничны Милославской (1624-1669), первой жены царя Алексея Михайловича (1629-1676)
Виктор Кормушин/Global Look Press
Помимо посещения церквей и монастырей, у царицы была благотворительная и официальная «работа». Часто бояре, дворяне, придворные люди и их жены направляли свои челобитные прямо царице, а не царю – царица имела меньше государственных обязанностей и могла апеллировать непосредственно к монарху; к тому же ей нужно было поддерживать свою репутацию «заступницы за слабых» – так что челобитная государыне часто разрешалась положительно. Другое дело, что такую возможность предоставляли не всем.
Царица также посвящала много времени изготовлению дорогих одеяний, в основном духовных, часто делая вышивку сама. Облачение, вышитое царицей, было одним из самых величественных подарков, который высокопоставленный иерарх мог получить от русской царской семьи.
Торжественный выезд Марии Милославской. Рисунок из «Альбома Мейерберга. Виды и бытовые картины России XVII века»
Вечера царица проводила с супругом и семьей. Они могли играть в шахматы, читать Библию или духовную литературу, слушать истории, рассказанные путешественниками или паломниками, которых часто приглашали развлечь царя и его семью. Царь мог ночевать в комнатах царицы, но это не было обычным явлением и требовало особых мер безопасности.
Одежда цариц. С портретов цариц Евдокии Лукьяновны и Наталии Кириловны. Рисунок из альбома «Одежды Русского государства». 1869. Акварели Ф. Г. Солнцева.
Женская половина дворцов как феномен ушла в прошлое при Петре Великом (1672–1725). Его мать, Наталья Нарышкина (1651–1694), была первой русской царицей, которая посетила театральное представление. Она любила танцевать и наблюдать за дипломатическими приемами, которые тоже считала своеобразным развлечением. Она буквально перевернула старые привычки и правила женщин в царской семье, а ее сын сделал то же самое во всем государстве – к XVIII веку русский двор уже был очень похож на европейский. И только в своих старых теремах в Москве доживали свой XVII век сестры Петра, царевны, которые отказались жить по-новому.
Жизнь женской половины царского дворца описана подробно и красочно в книге Марины Ракитиной «Жизнь на женской половине царского дворца в XVI–XVII веках», вышедшей недавно в издательстве Музеев Московского Кремля.
Источники
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1186532
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/418479
- https://worldofhistory.ru/evdokiya-streshneva-tsaritsa-rusi-nazvannaya-russkoy-zolushkoy/
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/98896
- https://ru.rbth.com/read/333-life-of-russian-tsarinas